Форум

Вы должны войти, чтобы создавать сообщения и темы.

Какие действия должно выполнить бюджетное учреждение в связи с вступлением в силу стандартов внутреннего финансового аудита?

Вопрос:

Какие действия должно выполнить бюджетное учреждение в связи с вступлением в силу приказов Минфина России от 18.12.2019 № 237н, от 21.11.2019 № 195н об утверждении федеральных стандартов внутреннего финансового аудита? Означает ли, что полномочия учредителя по финансовому контролю подведомственных учреждений сняты, и бюджетное учреждение должно обращаться к сторонним аудиторам или к учредителю, заключив соглашение о проверке? Должно ли бюджетное учреждение внести изменения в локальные нормативные документы? Может ли в этом случае главный бухгалтер бюджетного учреждения проверять ведение бухгалтерского учета в своем учреждении?

Ответ:

В настоящее время вступили в силу пять стандартов, регулирующих порядок проведения внутреннего финансового аудита (ВФА). На их основе главные администраторы, администраторы бюджетных средств (ГАБС, АБС), осуществляющие ВФА, издают ведомственные (внутренние) акты. Требования к таким документам установлены в п. 13 федерального стандарта, утв. приказом Минфина России от 18.12.2019 № 237н (далее - Стандарт № 237н).

ВФА представляет собой деятельность по формированию и предоставлению руководителю главного администратора бюджетных средств (распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета):

  • информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий РБС, ПБС, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, ГАБС (в т. ч. заключения о достоверности бюджетной отчетности);
  • предложений о повышении качества финансового менеджмента, в т.ч. повышении результативности и экономности использования бюджетных средств;
  • заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента (п. 1 ст. 160.2-1 БК РФ).

В свою очередь, внутренний финансовый контроль проводится на основании ведомственных нормативных актов (например, приказ Минспорта России от 13.08.2019 № 653, приказ Минздрава России от 05.09.2013 № 626н и др.). Нормативные правовые акты по ведомственному финансовому контролю принимаются на уровне публично-правовых образований.

Внутренний финансовый контроль, как правило, направлен:

  • на проверку соблюдения ведомством внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета (обеспечение достоверности бюджетной отчетности);
  • подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Таким образом, ВФА и финансовый контроль - это две разные процедуры, проводимые ГАБС (АБС). Соответственно, полномочия по финансовому контролю подведомственных учреждений с ГАБС (АБС) не снимаются.

ВФА является отдельным мероприятием, которое не относится к ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности учреждений, поскольку ВФА проводится в соответствии с федеральными стандартами, установленными Минфином России (п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ). На их основе ГАБС (АБС), осуществляющие ВФА, издают ведомственные (внутренние) акты.

Кроме того, исходя из положений федерального стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н (далее - СГС "Учетная политика"), учетная политика учреждений разрабатывается для получения информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности.

Положения учетной политики закрепляют порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета исходя из структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения. Следовательно, учетная политика и иные локальные нормативные правовые акты не должны включать положения о порядке проведения ВФА.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, пп. 2023 федерального стандарта "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, учреждение осуществляет внутренний контроль первичных документов и фактов хозяйственной жизни. Порядок организации и обеспечения внутреннего контроля утверждается в учетной политике (п. 9 СГС "Учетная политика"). Нормативные правовые акты в области бухгалтерского (бюджетного) учета не содержат прямого запрета на осуществление такого контроля главным бухгалтером. Следовательно, главный бухгалтер бюджетного учреждения может проверять бухучет в своем учреждении.

Если в вопросе речь шла о возможности проведения ВФА главным бухгалтером в своем учреждении, отметим, что деятельность субъекта ВФА основывается на принципе функциональной независимости. Он означает отсутствие условий, которые создают угрозу способности субъекта ВФА беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности (п. 6 федерального стандарта, утв. приказом Минфина России от 21.11.2019 № 196н).

Для обеспечения принципа независимости аудиторские проверки организуют и осуществляют должностные лица, которые:

  • имеют возможность беспрепятственного ВФА (невмешательства в осуществление ВФА третьих лиц);
  • в течение текущего и отчетного финансового года не принимали участие в организации, выполнении бюджетных процедур и (или) составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, которые являются объектами ВФА;
  • не имеют родства или свойства с субъектами бюджетных процедур;
  • не имеют конфликта интересов.

Главный бухгалтер принимает непосредственное участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита. Соответственно, не будет соблюдаться принцип независимости при выполнении последующего ВФА. Поэтому главный бухгалтер не может проводить ВФА в своем учреждении. В целях соблюдения принципа независимости учреждению для финансового аудита целесообразно привлекать независимых экспертов (п. 13 Стандарта № 237н).

Кроме того, в соответствии с нормами БК РФ бюджетные учреждения не обязаны осуществлять внутренний финансовый аудит, поскольку не являются участниками бюджетного процесса. Исключение - случаи, когда бюджетное учреждение является наиболее значимым учреждением науки, образования, культуры и здравоохранения, указанным в ведомственной структуре расходов бюджета, и наделяется полномочиями главного администратора бюджетных средств (письмо Минфина России от 25.05.2020 № 02-02-08/43594).